1. Оплата услуг электроснабжения в случае использования жилого помещения для предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания.

Пунктом 200 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (далее - Правила электроснабжения), установлено, что граждане (абоненты), использующие электрическую энергию для целей предпринимательской деятельности, в том числе посредством предоставления мест для краткосрочного проживания, обязаны заключить с энергоснабжающей организацией договор электроснабжения, предусматривающий расчеты за потребляемую электрическую энергию по соответствующей тарифной группе в порядке, определенном данными Правилами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В то же время пунктом 12-1 Положения установлено, что в случае использования жилого помещения, находящегося в собственности и (или) во владении и пользовании плательщика жилищно-коммунальных услуг, для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания, плата за услуги электроснабжения вносится по установленным законодательством тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).

Учитывая изложенное, в указанной ситуации следует руководствоваться нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 233 (далее - постановление № 233) как нормативного правового акта с более поздней датой принятия и применять тариф на электрическую энергию, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат, с даты вступления в силу постановления № 233.

2. Оплата услуг электроснабжения по субсидируемым государством тарифам абонентами, являющимися неработающими пенсионерами, инвалидами.

Частью первой пункта 44 Положения установлено, что плата за услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам взимается в том числе с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими возраста, установленного для пенсии по возрасту на общих основаниях, инвалидами, зарегистрированными по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания, в оснащенных приборами учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах).

Для расчетов за услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам в жилом помещении должен быть зарегистрирован по месту пребывания плательщик жилищно-коммунальных услуг (абонент), являющийся неработающим пенсионером по возрасту или инвалидом. Правовые основания для расчетов по субсидируемым государством тарифам в случае регистрации по месту пребывания в жилом помещении членов семьи абонента (при отсутствии зарегистрированных по месту жительства абонента или членов его семьи) отсутствуют.

Таким образом, для оплаты услуг электроснабжения в соответствии с частью первой пункта 44 Положения плательщику жилищно-коммунальных услуг (абоненту) необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию с соответствующим заявлением (с указанием, что он является неработающим пенсионером) и документами» подтверждающими его регистрацию по месту пребывания. При этом указанные тарифы применяются с момента появления оснований для данных расчетов - с даты вступления в силу постановления № 233 (при наличии в данный период регистрации по месту пребывания).

3. По вопросу оплаты услуг электроснабжения нанимателями частного жилищного фонда, зарегистрированными в жилом помещении по месту жительства.

Частью первой пункта 44 Положения установлено, что плата за услуги электроснабжения взимается в зависимости от объемов потребления электрической энергии в месяц с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), проживающих (зарегистрированных по месту жительства), а также с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими возраста, установленного для пенсии по возрасту на общих основаниях, инвалидами, зарегистрированных по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания, в оснащенных приборами учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах).

В соответствии с пунктом 2 Положения плательщиком жилищно-коммунальных услуг является собственник жилого и (или) нежилого помещения, наниматель, поднаниматель жилого помещения, арендатор жилого помещения, член организации застройщиков, дольщик, заключивший договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства (при оказании услуг электроснабжения - абонент, услуг газоснабжения - потребитель газа).

Довольно часто встречаются ситуации, когда между собственником жилого помещения и нанимателем заключен договор найма жилого помещения частного жилищного фонда, и наниматель в данном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства. При этом на нанимателя возложены обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и функции плательщика в течение срока действия договора найма выполняет не собственник (абонент энергоснабжающей организации), а наниматель.

Предусмотренная Положением возможность оплаты услуг электроснабжения по субсидируемым государством тарифам является одной из мер государственной поддержки населения. Указанная поддержка предоставляется гражданину в жилом помещении в зависимости от места его регистрации по месту жительства, В таких случаях имеются основания для применения в расчетах за потребленную электрическую энергию субсидируемого тарифа, так как наниматели не имеют собственного жилья, проживают в жилых помещениях по договору найма, регистрируются по месту жительства в данных жилых помещениях, являются плательщиками жилищно-коммунальных услуг, а также вносят плату за пользование жилым помещением.

Таким образом, если плательщиком жилищно-коммунальных услуг является наниматель, зарегистрированный в жилом помещении по месту жительства, оплата услуг электроснабжения осуществляется в соответствии с частью первой пункта 44 Положения.

4. Осуществление расчетов с плательщиками, указанными в части третьей пункта 44 Положения.

В случае проживания в одной квартире (одноквартирном жилом доме) нескольких собственников (нанимателей) порядок взимания платы, установленный в части первой пункта 44 Положения, применяется к каждому собственнику (нанимателю) жилого помещения с даты обращения абонентов в энергоснабжающую организацию (по заявительному принципу) при условии, что они не являются членами одной семьи и что произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности, а также при условии, что наниматели жилого помещения заселены по отдельным договорам найма.

5. Вопрос порядка расчетов за электрическую энергию, потребленную в жилых домах, не допущенных в эксплуатацию органами госэнергонадзора (в энергоснабжающих организациях заключены договоры электроснабжения строительной площадки) - по субсидируемым тарифам с момента заключения договора электроснабжения жилого дома (при наличии регистрации по месту жительства плательщика жилищно-коммунальных услуг и (или) членов его семьи) или после заключения договора электроснабжения жилого дома производить перерасчет оплаты потребленной электрической энергии по субсидируемым тарифам с учетом дифференциации в зависимости от объемов потребления с момента регистрации граждан по месту жительства.

Согласно абзацу шестому пункта 12 Положения плата за электроснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в случае потребления услуг электроснабжения на строительных площадках при осуществлении индивидуального жилищного строительства на предоставленных гражданам земельных участках.

Между энергоснабжающими организациями и гражданами заключаются договоры электроснабжения строительных площадок на период строительства индивидуальных жилых домов. В указанных договорах отражено, что после окончания строительства и регистрации жилого дома в установленном порядке необходимо получение акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, заключения органов госэнергонадзора о возможности ввода в эксплуатацию электроустановки жилого дома, а также заключение договора электроснабжения жилого дома.

На практике часто встречаются ситуации, когда после окончания строительства и государственной регистрации жилого дома в территориальных агентствах по государственной регистрации и земельному кадастру, граждане не обращаются в энергоснабжающую организацию для допуска электроустановок в эксплуатацию и перезаключения договора электроснабжения на жилой дом. При этом указанные граждане регистрируются по месту жительства в данных жилых домах и обращаются в энергоснабжающую организацию с требованием производить расчеты с ними по субсидируемым тарифам с учетом дифференциации в зависимости от объемов потребления (часто среди указанных абонентов встречаются многодетные семьи, расчеты с которыми необходимо производить по субсидируемым тарифам без учета дифференциации от объемов потребления).

Так как данный вопрос законодательно не урегулирован, то в соответствии с подпунктом 1.1 Директивы № 2 Президента Республики Беларусь, а также в целях выполнения пункта 8 плана мероприятий по реализации Директивы № 2, утвержденного приказом Министерства энергетики от 16.07.2015 № 147, в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интереса граждан. Таким образом, считаем возможным, в данных ситуациях, после заключения договора электроснабжения жилого дома расчеты с указанными абонентами осуществлять по субсидируемым тарифам с учетом дифференциации в зависимости от объемов потребления для многодетных семей - по субсидируемым тарифам без учета дифференциации в зависимости от объемов потребления) с момента регистрации по месту жительства.

Кроме того, энергоснабжающим организациям при получении информации о регистрации по месту жительства в жилых домах граждан, с которыми заключены договоры электроснабжения строительных площадок, необходимо направлять им извещения о перезаключении договора электроснабжения со стройплощадки на жилой дом и допуска электроустановок в эксплуатацию. Данная информация также должна направляться в органы госэнергонадзора для принятия мер реагирования.